Доступная среда


 

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

 

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Одним из приоритетных направлений образовательной политики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» является достижение качества общего образования детей с ОВЗ.

Главной целью данного направления является обеспечение комфортного психо-эмоционального состояния всех субъектов образовательного процесса для сохранения здоровья и успешной самореализации, независимо от психофизических особенностей развития. Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально оборудованных помещений еще в большей степени позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку в школе.

                      Цели обеспечения доступной среды:

— Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в школе.

— Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их  к независимому существованию и экономической самодостаточности.

Задачи:

— Совершенствовать внутреннюю среду школы, создать безбарьерную среду

— Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования

-Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

— Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения

— Создать систему развития толерантных отношений между учащимися, между работниками школы  и учащимися, а также между школой, семьей и сообществом

-Организовать для детей с ОВЗ принимающую     и  понимающую    среду,   способную   подкреплять их социальное и познавательное развитие.

Обеспечение доступа в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6″ детей-инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровьяВ целях обеспечения доступности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» проведены следующие мероприятия:

Расширены дверные проемы входных дверей здания школы и учебных кабинетов, находящихся на первом этаже школы

Проведена реконструкция учебных школьных помещений путем создания Центра комплексного сопровождения (психологического, логопедического, социального, медицинского) для детей с ОВЗ, в т.ч. инвалидов

Обеспечен беспрепятственный доступ детям с НОДА к учебным и социальным объектам: медицинский кабинет, библиотека, столовая и др.

Закуплено специализированное оборудование, в перечень которого входят переносные пандусы. Это дает возможность доступа для посещения спортивного зала, актового зала.

В холле здание школы установлена  светодиодное табло «Бегущая строка», которое предназначено для отображения буквенно-цифровой информации для слабовидящих в закрытых помещениях.

Организован ежедневный подвоз на школьном автобусе по 2 городским маршрутам  слабовидящих

етей и детей- инвалидов

систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками, задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

  
 Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, физкультурный зал.

Оборудован Центр комплексного сопровождения,  включающий логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, сенсорную комнату

Сенсорная комната,  предназначеннаа для обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации.

ПРИОБРЕТЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ  ДЛЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
условно можно разделить на  блоки:
                   Релаксационный блок — мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки.

Активизирующий блок  — все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д.

Центр комплексного сопровождения полностью оснащен учебной мебелью, информационно-техническим обеспечением, в т.ч. и Интернет-ресурсами (на уровне всей школы), учебно-методической литературой и, самое главное, профессиональными кадрами, мастерами своего дела — в лице педагога-психолога Колдаевой О.В., учителя-логопеда Чистоклетовой Е.В.

Технически и методически оснащенные кабинеты дают возможность и специалистам,  и учителям школы качественно проводить коррекционно –развивающие занятия в рамках реализации  АООП  слабовидящих обучающихся и детей с ЗПР.

  
 Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  В целях урегулирования  деятельности школы в  соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.30), на основании протоколов педагогического совета в школе утверждены и действуют  локальные нормативные документы, определяющие нормы образовательных отношений. В число их входят локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе  регламентирующие правила приема обучающихся, порядок оформления отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другие обязательные документы.

В ходе подготовки школы к введению ФГОС ОВЗ перечень локальных нормативных актов формировался согласно приказу управления образования  администрации города Железногорска «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения …ФГОС ОВЗ на территории города Железногорска..» и аналогичному приказу по школе. 

Согласно Плану действий приказами по школе  назначен ответственный за подготовку введения ФГОС ОВЗ, создана рабочая группа,  разработана и утверждена Дорожная карта (План-график мероприятий) введения  и реализации ФГОС ОВЗ. Дорожная карта была разработана по разделам, которые входят в Мониторинг по оценке готовности ОО к введению ФГОС ОВЗ.

  Создание нормативно-правового обеспечения определено первым разделом Дорожной карты, но отдельные локальные нормативные акты проходят и через другие разделы.

В школе изданы отдельные приказы по утверждению плана-графика повышения квалификации, об организации дополнительного профессионального образования, об утверждении плана методической работы. Важным документом является Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда, где заложены дополнительные оплаты для учителей, работающих с ОВЗ, а также всех, кто принимает участие в инновационной работе по  введению и реализации ФГОС ОВЗ.

Для родителей стоит выделить – Договор, заявление, согласие, где указывается особенности обучения по АООП согласно категориям детей на основании заключений ПМПК.

Особенности учебного плана – включение коррекционно-развивающей области во внеурочную деятельность. Соотношение направлений разное. Для слабовидящих детей: 50% и 50%, для детей с ЗПР: 70% и 30%.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (Государственный контракт от 24 ноября 2014 г. № 07.Р24.11.0039) 6 человек из числа руководителей, специалистов и педагогов прошли обучение по программе курсов повышения квалификации для специалистов, координирующих вопросы  организации получения образования детьми с ОВЗ вОО.

По Приказу комитета образования и науки Курской области от 25.11.2015г. № 1-1190  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»  является региональной стажировочной площадкой по обеспечению введения ФГОС ОВЗ. Слушателями СП являются педагоги  ОО г. Железногорска, Фатежа, Хомутовского района.

Это дает возможность пройти обучение и всем педагогам   школы, задействованным в работе с детьми с ОВЗ.

  
 Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 В школе имеется школьная столовая, имеющая всё необходимое технологическое оборудование для приготовления качественной пищи. Все  дети получают горячие завтраки, обеды. Имеется возможность для 3-разового приема пищи для детей с ОВЗ в условиях ГПД.
 Условия охраны здоровья здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 В школе имеется два медицинских кабинета.

Медицинское обслуживание детей в школе осуществляется  медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.

В школе работают профессиональные медицинские специалисты, имеется офтальмологическое оборудование. Под руководством медицинских работников организуется зрительный режим  на уроках и занятиях.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за
    физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием
    образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и
    правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
  • режим дня детей в школе, с обязательным учетом возраста детей. 
  • составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяОсобые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяИмеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Для слабовидящих детей закуплено специальное компьютерное оборудованиес оптическими устройствами.

 

 

 

aae4347bd66b792325c05b06f9806fb3

W_y3rxiWLY4

 Видеоматериалы

Презентация логопедического кабинета>>>
Видеофильм о работе логопедического кабинета>>>

Оборудование сенсорной комнаты>>

Видеоролик «Сенсорная комната»>>

 

W_y3rxiWLY4

2d2c864de66880dc28f93b37a7688230