Библиотечное обслуживание


%d0%b10Школьная библиотека играет важнейшую роль в достижении целей образования, воспитания и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное – в сотрудничестве с учителями-предметниками и другими педагогами – обучение детей навыкам работы с информацией. Личностно-ориентированная педагогика предполагает наличие для обучающихся, педагогов и родителей фонда художественной, методической и учебной литературы для креативного развития всех пользователей школьной библиотеки. Учебный фонд комплектуется согласно школьным программам по Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе школы. Библиотека обеспечивает федеральным учебным комплектом каждого ученика.

Анализируя работу библиотеки школы можно сказать, что наиболее удачными направлениями в деятельности библиотеки является налаженная система массовой работы, где применяются разнообразные формы и методы привлечения читателей в библиотеку и руководство детским чтением. Библиотека продолжает работу по возрождению традиций семейного чтения через защиту семейного читательского формуляра, формирование информационной компетентности обучающихся, используя новые нетрадиционные массовые, групповые и индивидуальные формы работы и технологии.

Посмотреть видеофильм о школьной библиотеке>>>

Библиотека МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Железногорска Курской области является структурным подразделением школы. В своей деятельности  заведующая школьной библиотекой, руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом школы.
Для реализации поставленных задач в школе имеется необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты:
1.Положение о библиотеке МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
2.Права и обязанности пользователей библиотеки МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6»
3.Должностная инструкция заведующей библиотеки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
4.Правила техники безопасности в школьной библиотеке МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6».
На базе школьной библиотеки осуществляется библиотечное и информационное обслуживание учебно-воспитательного процесса.

Цель работы библиотеки: информационная поддержка всех образовательных программ школы, семейного воспитания и профессиональной деятельности учителя; обучение использованию библиотечных и информационных технологий.
Задачи:
• Обеспечение образовательно-воспитательного процесса путем библиотечного информационно-библиографического и методического обслуживания обучающихся, педагогов и родителей;
• содействие педагогическому коллективу, родителям и обучающимся в развитии и воспитании культуры чтения, культуры поведения, культуры семейного досуга;
• развитие информационной компетентности обучающихся, формирование информационной грамотности всех участников образовательного процесса;
• проведение плановой инвентаризации учебников и учебной литературы в целях контроля за сохранностью учебного фонда;
• популяризация «живого» чтения, вовлечение учащихся в работу с книгой, приучение к вдумчивому чтению;
• накопление, распространение, предоставление информационных материалов;
• организация самостоятельной деятельности учащихся с различными видами информации;
• наполнение фонда цифровыми образовательными ресурсами, электронными энциклопедиями, электронными учебниками и т.п.
• Обеспечение субъектам образовательного процесса доступа информации через Интернет.
Функции
• Образовательная
• Информационная
• Культурная

Структура
• Библиотечная зона (абонемент, читальная зона)
• Компьютерная зона
• Видеозона

Оснащение библиотеки
• Компьютер, ноутбук
• Многофункциональное устройство: принтер, сканер, ксерокс
• Телевизор
• Видеомагнитофон

Источники информации
• Традиционные, бумажные носители: книги, учебники, газеты, журналы.
• Электронные носители:CD, DVD-диски, видеокассеты.
• Удаленные: Интернет.

Формы работы библиотеки по привлечению детей к чтению:
• электронные презентации различной тематики;
• проведение мероприятий на базе библиотеки;
• Проведение классных часов и учебных занятий;
• Работа кружка «Дружные почемучки»;
• Проведение досуга в библиотеке: просмотр кинофильмов и мультипликационных фильмов;
• Организация тематических выставок;
• Организация конкурсов («Лучший читатель», «Самый аккуратный читатель» и т. д.), викторин с привлечением родителей;
• Организация благотворительных акций «Помоги библиотеке»;

Место расположения в школе:
Помещение библиотеки находится на 1 этаже, состоит из :
1. кабинет, где расположен основной фонд художественной литературы, включает в себя совмещённый абонемент, читальный зал и видео-зал. Также библиотека оснащена 1 компьютером и 1 ноутбуком: 1 — АРМ библиотекаря и 1 – для учащихся и педагогических работников.
2. Хранилище учебников, книг.
Общий фонд библиотеки составляет — 26946экз.
Из них: учебной литературы – 2857 экз.
Количество учеников в школе – 6869 человека.
Количество учителей – 55 человек
Читатели библиотеки 608 человек.

Фотогалерея школьной библиотеки>>>

 

В библиотеке давно сложилась определенная система работы, в которой используются как традиционные формы работы с читателями, так и применяются компьютерные технологии. В большинстве ключевых дел библиотеки принимают участие сами читатели, что делает их более интересными и привлекательными не только для учащихся, но и для родителей и педагогов. В их числе такие ключевые мероприятия, как праздники для первоклассников «Давайте познакомимся» и посвящение в читатели «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», книжно-иллюстративная выставка «Безопасное колесо», «Защита семейного читательского формуляра», «Неделя Детской книги», урок – игра «Мои права и обязанности», школа вежливых наук «Путешествие в страну Дружбы, Вежливости и Доброты». Одной из традиционных форм массовой работы библиотеки являются книжно- иллюстративные выставки. От оформления, глубины содержания, внешней рекламы зависит привлечение новых читателей в библиотеку раскрытие книжного фонда, активность пропаганды информационных ресурсов. Всего в текущем 2015/2016 учебном году было оформлено 8 книжно-иллюстративных выставок, что на 3 выставки больше в сравнении с прошлым годом. Тематика выставок, которые были оформлены в этом учебном году, посвящена актуальным и знаменательным датам России и Курской области.

Поскольку главная цель школьной библиотеки – приобщение детей к чтению и руководство детским чтением, то во исполнение этой цели в библиотеке проводятся анализы читательских формуляров, результаты которых озвучиваются на классных часах, как было в этом учебном году. Информация была доведена до родителей.
Школьным библиотекарем реализуется комплекс мер, направленных на привлечение читателей: выходы в классы с приглашением в библиотеку, День открытых дверей для детей и их родителей, Неделя детской книги, Защита семейного читательского формуляра, беседы, обзоры и викторины — мероприятия, проведенные совместно с учителями и детьми в данных классах, передвижные выставки, проведение занятий библиотечного кружка. Итогом этой работы явилось увеличение активности посещений библиотеки с 2891 до 3439.

%d0%b1

Формы работы с читателями библиотеки МОУ «СОШ № 6».
Формы работы с читателями разнообразны. Только через использование различных методов и форм работы возможно реализовать задачи, стоящие перед школьным библиотекарем.
Поэтому при организации работы школьной библиотеки был сделан уклон на рекомендацию читателям незаслуженно забытых книг через беседы, обзоры непосредственно на абонементе и в группах продленного дня. Такая традиционная форма работы как викторина, всегда вызывает интерес у читателей в связи с использованиием в библиотеке видеодвойки, компьютера, позволяющих иллюстрировать вопросы викторины фрагментами из детских художественных фильмов и мультфильмов. Так, через массовые и индивидуальные формы и методы работы библиотека воспитывает, обучает и, самое главное, привлекает читателей к книге. Качество и взаимосвязь различных методов работы с читателем зависит от того, насколько поставлена информационно- библиографическая работа в библиотеке. Применение разнообразных форм и методов воздействия на приобщение обучающихся к чтению, прямым образом отразилось на количестве книговыдачи.

%d0%b12

 

 

 

 

 

 

Книговыдача

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором фиксируются сведения о количестве и составе читателей. Фиксируются данные об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации. Дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, дидактических материалов, аудиовизуальных материалов, наглядных пособий, журналов.

%d0%b13

Информационно-библиографическая работа.

В фонде библиотеки имеется большой справочный раздел, каталоги, достаточное количество периодических изданий, что способствует организации таких занятий, как работа с каталогами, картотекой статей, знакомство со справочной литературой. Сущность информационно-библиографической работы заключается в информационно-библиографической и справочно-библиографической работе библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
• ведение справочно-библиографического аппарата;
• информационное обслуживание читателей;
• формирование информационной грамотности обучающихся через библиотечные уроки.

Справочно-библиографический аппарат (СБА)

Справочно-библиографический аппарат библиотеки — это совокупность справочных и библиографических изданий, предназначенных для поиска информации, привлечения к чтению и руководства чтением. Раздел справочной литературы выделен на отдельный стеллаж и состоит из энциклопедий, словарей и справочников и составляет 1778 экземпляров.
• Полнота справочно-библиографической работы в библиотеке зависит от того, как поставлена работа с каталогами и картотеками, насколько часто происходит их пополнение и редакция. В нашей библиотеке ведется алфавитный каталог и систематический. Количество и тематика картотек полностью соответствует запросам наших читателей, благодаря количеству поступающей периодической печати:
• Систематическая картотека статей для учителей.
• Краеведческая картотека.
• Методические разработки к праздникам.
• Картотека учебников.
На базе справочно-библиографической работы основывается информационное обслуживание читателей, что является неотъемлемой частью работы в условиях современной школы. Информационная работа в нашей библиотеке включает в себя поиск, обработку, хранение и передачу необходимой информации всем субъектам образовательного процесса. Библиотека готовит информационно-методические подборки документов к педсоветам, к заседаниям МО учителей, в помощь проведению предметных недель.
Исходя из существующих на сегодняшний день в библиотеке информационных ресурсов, осуществлялись подборки информационно – библиографического характера в помощь учебно–воспитательному процессу и научно–исследовательской деятельности обучающихся. В последнее время школьникам все труднее бывает ориентироваться в огромном потоке информации. Для того чтобы обучающиеся могли самостоятельно и быстро добывать необходимую информацию, в нашей библиотеке проводятся уроки библиотечно-библиографической грамотности, цель которых научить практическим навыкам работы с книгой: традиционной и электронной, и самостоятельному поиску и отбору необходимой информации, используя традиционные источники и Интернет.
Темы библиотечных уроков:
1.Первое посещение библиотеки и знакомство с ней. Основные правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге Ознакомление с правилами обращения с книгой (обложка, закладка).
2.Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках и стеллажах. Как записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу.
3. Структура книги: титульный лист, (фамилия автора, заглавие, издательство, оглавление), предисловие, послесловие (цель- формирование навыков самостоятельной работы с книгой).
4.Знакомство со справочной литературой. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
5.Библиотечные уроки, посвященные Дню славянской письменности.
В результате проведенных занятий обучающиеся познакомились с расстановкой фонда (ББК), научились быстро и без труда находить нужную книгу, пользоваться справочным аппаратом книги и библиотеки. Помимо книжного фонда, дети научились работать на компьютере, копировать информацию из различных источников, правильно и грамотно еѐ оформлять, выходить в интернет и искать и находить нужную информацию.
При формировании книжного фонда библиотеки стараюсь привлекать к этой деятельности самих читателей через организацию акций «Помоги библиотеке», «В подарок школе» — когда учащиеся и их родители дарят любимую книгу школьной библиотеке.

Буклет «Дружеские советы родителям» 

Советы родителям «Как вырастить книгочтея»

Рекомендации родителям